Хвостовая балка
Хвостовая балка служит для выноса рулевого винта на определенное расстояние от центра тяжести вертолета, которое необходимо для создания момента силы тяги рулевого винта, уравновешивающего реактивный момент несущего винта.
Хвостовая балка (рис. 23) представляет собой цельнометаллический монокок переменного сечения. Она состоит из конусной части и переходника, направленного под углом 27°13′ к оси конусной части.
Конструктивно хвостовая балка выполнена из трех частей: двух панелей конусной части с заклепочными швами по стрингерам № 5 и переходника.
Конструкция балки состоит из каркаса и обшивки. В каркас балки входят шпангоуты и стрингеры.
Шпангоуты. В конусной части балки имеется 14 шпангоутов, а в переходнике — два шпангоута № 15 и 16. Шпангоуты № 1, 3, 6, 9, 12, 14 и 16 являются усиленными.
Шпангоут № 1 выполнен из прессованного профиля Д16Т ПК-4. Он образует кольцевой фланец, механически обработанный и малкованный для стыковки с центральной частью фюзеляжа.
Шпангоут № 16 выполнен в виде фланца штамповкой из сплава АК-6. К нему на шпильках из стали ЗОХГСА присоединяется промежуточный редуктор ПР-2.
— :.д»
Рис. 22. Узлы крепления главных ног шасси (вид на шпангоут № 6 против полета):
1 — проушина крепления амортизатора правой ноги шасси; 2 — проушина крепления правого подвесного топливного бака; 3 — проушина крепления амортизатора левой ноги шасси; 4 — узел крепления рамы шасси
На шпангоуты № 3, 6, 9 и 12 сверху устанавливаются опоры хвостового вала. Опоры представляют собой штампованные из сплава АК-6 обоймы. Каждая обойма состоит из двух половин, соединенных болтами. Нижняя часть обоймы приклепана к штампованной из листового дюралюминия Д16АМ толщиной 1 мм книце, а кница в свою очередь приклепана к верхней полке шпангоута. В кницах справа и слева имеются отверстия; к кницам прикреплены текстолитовые пластины с отверстиями, через которые проходят тросы управления рулевым винтом и стабилизатором.
Промежуточные шпангоуты (рис. 24) имеют Z-образное сечение и состоят из двух полуколец, выполненных из листового дюралюминия Д16М толщиной 0,8 мм.
Полукольца между собой соединяются внахлестку при общей сборке панелей в стапеле. ^
По контуру шпангоутов сделаны просечки для прохода стрингеров хвостовой балки.
Стрингеры. Стрингеров в хвостовой балке—19. Самый верхний стрингер имеет нулевой номер, а от него направо и налево вниз расположено по девять стрингеров с равномерным шагом. Стрингеры выполнены из прессованных уголковых профилей Д16Т и крепятся к полкам шпангоутов № 1 й 16 заклепками при помощи дополнительных уголков, а к полке шпангоута № 14 при помощи зубчатой ленты.
Крепление стрингеров к промежуточным шпангоутам выполнено кницами, штампованными из листового дюралюминия Д16АМ толщиной 1,2 мм. Эти же кницы усиливают левую сторону балки, работающую на сжатие. На стрингерах правого борта и верхней панели кницы не устанавливаются.
Обшивка обеих панелей хвостовой балки изготовлена из листового дюралюминия Д16АТ толщиной от 0,8 до 1 мм и крепится к каркасу клеесваркой. Соединение обшивки панелей выполнено внахлестку двухрядным заклепочным швом.
По обоим бортам хвостовой балки между шпангоутами № 12 и 13 приклепаны усиливающие накладки из листового дюралюминия Д16АТ толщиной 1,5 мм, имеющие вырезы для прохода лонжерона стабилизатора. На левом борту между шпангоутами № 3 и 4 имеется люк для осмотра датчика гирокомпаса.
Переходник установлен по той причине, что вал хвостовой трансмиссии проходит над хвостовой балкой и необходимо, чтобы вал совпадал с ведущим валом ПР-2, который является соединительным звеном между хвостовой и концевой балками.
Переходник клепаной конструкции состоит из шпангоутов № 15 и 16, стрингеров и обшивки из листового дюралюминия Д16АМ толщиной 1,2 мм. Стык обшивки выполнен на специальном профиле четырехрядным заклепочным швом. В верхней части переходника обшивка подкреплена накладкой из листового дюралюминия толщиной 1,5 мм, а в зоне стыка у шпангоута № 14 — зубчатой лентой. В обшивке и накладке сделаны вырез под вал хвостовой трансмиссии и отверстие для осмотра и смазки его кардана.
Стыковка переходкика со шпангоутом № 14 осуществляется заклепками при помощи зубчатой ленты, а также верхней усиливающей накладки и специального профиля.
Кожух хвостового вала трансмиссии закрывает хвостовой вал трансмиссии и тросы управления. Кожух составлен из отдельных секций листового дюралюминия Д16АТ толщиной 0,8 мм. Секции крепятся винтами к анкерным гайкам на специальных профилях, которые приклепаны к обшивке хвостовой балки. На кожухе выполнены люки с крышками, предназначенные для осмотра и смазки карданов хвостового вала трансмиссии.
Узлы хвостовой балки. По обоим бортам хвостовой балки между шпангоутами № 12 и 13 установлены фитинги крепления опор стабилизатора.
Фитинги штампованы из сплава АК-6, крепятся к стенке шпангоута № 13 и к дополнительной диафрагме из листового дюралюминия толщиной 0,8 мм. Плоскости фитингов выходят за наружный обвод хвостовой балки и обработаны параллельно форме боковой поверхности балки.
На шпангоутах № 13 и 14 установлены кронштейны крепления хвостовой опоры, выполненные штамповкой из сплава АК-6.
Амортизатор хвостовой опоры крепится на шпангоуте № 14, а подкосы—на шпангоуте № 13.
Каркас в местах установки кронштейнов подкреплен штампованными кницами.
Сверху на шпангоуте № 13 установлен фитинг для роликов управления рулевым винтом, а на шпангоуте № 14 — кронштейн крепления ролика управления стабилизатором.
На шпангоутах № 5 и 7 имеются узлы под ушковые болты крепления подкосов задней штанги опрыскивателя сельхозоборудования.
Сверху балки у шпангоута № 2 находится кронштейн крепления антенны радиостанции, а снизу на шпангоутах № 4 и 11—кронштейны крепления антенн радиовысотомера.